С А.О. Кокшаровым, начальником отделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД РФ по Богородскому району, мы беседовали накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, и разговор шел о выявлении и расследовании коррупционных преступлений в Богородском районе («Коррупция – это не только взятки». «БГ» от 08.12.2020 г). Сегодня – продолжение разговора, так как деятельность коллектива подразделения не ограничивается только противодействием коррупции, а включает в себя целый ряд других направлений. Каких именно, рассказывает А.О. Кокшаров.
— За каждым сотрудником подразделения ЭБиПК закреплена своя линия работы. Так, Александр Владимирович Чупин ведет линию противодействия коррупции и защиты бюджетных средств. К его должностным обязанностям с прошлого года добавилось такое приоритетное в нашей работе направление, как проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на развитие национальных проектов. Это одна из самых актуальных сегодня тем, и ее ведет не только А.В. Чупин, а весь коллектив отделения в целом.
За Евгением Николаевичем Гасиным закреплена линия ЖКХ, а с прошлого года еще и такое направление, как противодействие организованной преступности.
Не менее ответственные направления курируют О.А. Беспалова и недавняя выпускница Нижегородской академии МВД А.Н. Романова. За Ольгой Александровной закреплены линии сельского хозяйства и ТЭК (топливно-энергетический комплекс). Ангелина Николаевна ведет направления потребительского рынка, противодействия налоговым преступлениям и фальшивомонетничеству.
— Над чем работает оперуполномоченный ЭБиПК, раскрывающий преступления в сфере сельского хозяйства?
— Сразу скажу, что в зачет нашему подразделению идет раскрытие только тяжких и особо тяжких преступлений, то есть(убраь)совершенных в крупном и особо крупном размере. По этим статьям Уголовного кодекса РФ и санкции соответствующие – начиная от 6 лет лишения свободы. Что касается сельского хозяйства, то в первую очередь мы проверяем целевое использование бюджетных средств, выделенных аграриям района, допустим, на развитие собственного дела, будь то фермерское или крестьянское хозяйство, ИП или иная форма собственности. Смысл в чем? Куда бы ни поступили бюджетные деньги, их расход должен быть целевым, и отступлений от этого быть не должно: ни влево, ни вправо.
Среди преступлений, которые расследовала в этом году О.А. Беспалова, есть следующее. Материально ответственное лицо одного из сельхозпредприятий района похитило достаточно большое количество тонн дизельного топлива. Действия его были квалифицированы по ч.3 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Гражданин полностью возместил сумму ущерба, которая составила 370 тысяч рублей, что послужило для суда смягчающим вину обстоятельством. Осудили его на два года лишения свободы (условно).
— В отделении ЭБиПК действует система наставничества? Кто помогает молодому специалисту разобраться во всех нюансах ответственной работы?
— Кандидаты на должность оперуполномоченного проходят тщательный отбор: к сотрудникам отделения ЭБиПК высокие требования, в том числе и в профессиональном плане. Одна из вакансий пустовала достаточно долго, и мы рады, что в коллектив влилась выпускница Нижегородской академии МВД – основное направление этого вуза экономическая безопасность, что соответствует специфике нашей работы. Ангелина Николаевна сразу включилась в работу. В расследовании налоговых преступлений ей помогает то, что по образованию она специалист-ревизор. Такая специализация в нашей службе хорошее подспорье, так оперуполномоченному ЭБиПК приходится много работать с бухгалтерскими документами, самому считать, выявляя возможные хищения. В качестве наставника за молодым специалистом закреплен старший оперуполномоченный А.В. Чупин, но у нас так заведено в подразделении, что все друг другу стараемся помочь. Начальник полиции А.С. Авдюшин как выходец из службы ЭБиПК также всегда готов что-то подсказать, как и коллеги из Главного управления МВД РФ по Нижегородской области, из управления по экономической безопасности подсказывают.
— Над выявлением экономических, коррупционных преступлений по своему направлению каждый оперуполномоченный работает один или это все же коллективная работа? К помощи других полицейских служб прибегаете?
— Специфика нашей работы такова, что стараемся обходиться силами своего подразделения. А внутри нашего небольшого коллектива действуем в зависимости от ситуации. Когда сотруднику нужна помощь – например, одновременно провести обыски, выемки в разных точках, тогда выдвигаемся всем коллективом, иногда и другие службы подключаем. Но такие моменты нечастые. В основном действуем поодиночке, но используем взаимовыручку и перекрываем все порученные направления.
Если у оперуполномоченного своя линия, это не значит, что он только ее ведет. Выясняется попутно информация, касающаяся других направлений — может взять ее в оперативное использование. Вопросов ни у кого не возникает. Наоборот, каждый знает, что коллеги поддержат. Отношения в коллективе основаны на полном доверии друг к другу. Это важно для успеха любого дела.
— Пандемия повлияла на все сферы нашей жизни, в том числе на экономику. На количестве экономических преступлений она сказалась?
— В этом году, по статистике, количество общеуголовных преступлений снизилось, а экономических, наоборот, — выросло. Особенно резко подскочило число выявленных фактов фальшивомонетничества, на чем мне хотелось бы подробнее остановиться, так как расследованием этих преступлений занимается непосредственно подразделение ЭБиПК.
С начала года выявлено уже 12 случаев фальшивомонетничества в Богородском районе: две поддельные монеты достоинством 10 рублей, остальные – банкноты достоинством 2000 и 5000 рублей.
В трех случаях подделки были обнаружены в выручке сетевых магазинов («Спар», «Пятерочка», «Ордер», «Доброцен»), страдают от действий фальшивомонетчиков и АЗС, в основном расположенные на трассе. Если в прежние времена фальшивки сбывались в основном на рынке, то теперь и в сетевые магазины могут зайти.
— Но ведь в сетевых магазинах, как правило, и видеонаблюдение есть, и аппараты для проверки подлинности купюр могут быть. Не боятся этого фальшивомонетчики?
— Современные фальшивки изготовлены на таком высоком уровне, что не только на глаз ее не отличишь от настоящей, но и не всякая специальная аппаратура найдет отличия. Как правило, поддельная купюра или монета обнаруживается при инкассации – в банках другой уровень оборудования, у них возможности побольше.
— Удается ли раскрывать такие преступления?
— Всплеск фальшивомонетничества – беда не только Богородского района, но и области, и других регионов. Раньше раскрывалось мизерное количество таких дел. Теперь механизм противодействия фальшивомонетчикам удалось отрегулировать. Больше в этом заслуга областного главка МВД. Благодаря этому почти 20-30 процентов таких преступлений раскрывается.
— Благодаря чему?
— Больше всего от действий фальшивомонетчиков страдают АЗС. Там стали ставить видеооборудование, аппараты для проверки купюр на подлинность, вести специальный журнал, в котором фиксируется каждый факт приема в кассу купюр большого достоинства. К примеру, пятитысячную купюру водитель дает оператору АЗС, та фиксирует в журнале серию и номер банкноты, по возможности смотрит по видеокамере номер автомобиля, на котором он приехал, записывает время его приезда-отъезда. И если в банке выявляется фальшивка, поступившая с этой АЗС, оперативникам записи в этом журнале здорово помогут, как и данные с видеокамер. Раньше они хранились короткое время, теперь на порядок дольше.
Если в банке выявляют фальшивку, сразу эта информация передается в территориальный орган полиции, откуда прибыла инкассация. Допустим, это выручка с АЗС. Мы выдвигаемся на место и проверяем у оператора, кто в этот период (инкассация происходит раз в два-три дня) расплачивался, допустим, пятитысячными купюрами. В итоге цепочку удается полностью отработать за один день. Гораздо проще стало установить того, кто сбыл фальшивку.
— Судя по тому, что чаще всего подделки всплывают на трассе, их сбывают иногородние граждане, следующие по району транзитом?
— Чаще всего именно так. Местные – большая редкость. Схема такая: гражданин едет, допустим, из Московской области в Чувашию. И на этом маршруте скидывает поддельные купюры. Не одну, не две – целую серию, поэтому таких преступников мы называем «серийниками». Если один и тот же человек расплатился на одной АЗС фальшивкой, затем на другой, третьей – его умысел понятен. Когда такого «серийника» задерживает полиция, сразу же у него по месту проживания, в автомобиле проводятся неотложные следственные действия. Как правило, находят еще фальшивки. Но вот печатных аппаратов не находят. Поддельные купюры сейчас не рисуют, не склеивают, как в прошлом веке, цветные распечатки из принтера. Фальшивки попадают к гражданам через специальные платформы в Сети, так называемый «черный Интернет». Кто его создает и с какими целями, мы можем только догадываться. Возможно, это идет из других государств, ведь для Интернета не существует границ. Это уже вопрос национальной безопасности, я считаю.
— Что бы вы порекомендовали простым гражданам? Предпочитать держать в кошельке не наличные деньги, а банковские карточки?
— Безналичные расчеты, особенно в период пандемии, предпочтительнее. Но это тоже палка о двух концах. В сфере безнала возникает другая проблема – мошенничество: телефонное, в сфере IT-технологий. В последнее время мошенники сильно активизировались, ущерб, который они причиняют гражданам, растет просто в геометрической прогрессии. Так что здесь также надо проявлять максимум бдительности.
Что касается фальшивомонетничества, принимаем меры для предупреждения таких преступлений. Даем рекомендации юридическим лицам, ИП – не только тем, кто пострадал от фальшивомонетчиков, но и тем, кто может пострадать, где возможен сбыт поддельных купюр или монет.
— Какое наказание следует тем, кто умышленно сбыл фальшивку с рук?
— Сбыт фальшивой купюры или монеты — тяжкое преступление, за которое предусмотрено лишение свободы от шести лет. Мы в свою очередь делаем все возможное, чтобы принцип неотвратимости наказания работал, чтобы те, кого потянуло на «легкие деньги», ответили за свои действия перед судом.
С. Кузьмичева